Это страшное слово – ЕГЭ

Мария Постникова
14 Дек 2019

«Экзамен для меня – всегда праздник» - эту знаменитую фразу из гайдаевской комедии ученики старших классов сейчас произнесут едва ли. И вовсе не потому, что они не любят учиться, а потому, что само слово, а точнее, аббревиатура, ЕГЭ порождает в детях самый настоящий страх задолго до выпускного класса.

Помните, как проходили школьные экзамены 20-30 лет назад? Девочки в форме с белым фартуком (позже – белый верх, черный низ), мальчики в галстуках, опрятный внешний вид, запасная ручка, такая, чтобы не «мазала». Вот и все требования. Списывать, конечно, было нельзя, но многим удавалось.

Сейчас же уже в младшей школе дети знают: подрастем, и будем сдавать ЕГЭ, и в эти дни жизнь будет останавливаться, занятия в школе отменять для всех классов, мы не будем спать ночами, зубря правильные ответы и все равно пойдем на экзамен на подгибающихся ногах, на входе нас будут досматривать почти как в аэропорту, а во время тестирования мы будем сидеть под зоркими глазками камер, и любое неосторожное движение сможет мигом разрушить наши мечты о будущем.

И это не преувеличение: стараниями многих учителей и, что печальнее всего, родителей, успешная сдача единого государственного экзамена приобретает в детских глазах сверхценность. Настолько серьезную, что «завалив» экзамен некоторые дети решаются на страшное – уходят из дома… а иногда и из жизни.

Печальная статистика по всей стране ежегодно фиксирует всплеск детских суицидов в период проведения ЕГЭ. И это нам, взрослым, кажется, что не набранные на экзамене баллы – ничтожная причина для такого кардинального поступка. А ребенку все видится иначе: постулат «не сдашь ЕГЭ, не поступишь в вуз, всю жизнь будешь улицы мести, да кому ты такой будешь нужен?» укоренен в сознании настолько крепко, что воспринимается как неотвратимый ход событий. А ведь некоторые родители, конечно же, не желая ребенку зла, «украшают» свои напутствия поистине убийственными фразами – «позор семьи», «как же потом людям в глаза смотреть» и прочими из разряда «что скажет Марья Алексеевна?» А кому хочется быть позором семьи? Кто искренне мечтает о карьере дворника? Кто не боится родительских криков и наказаний, тем более, если превентивные угрозы уже были озвучены? И ребенок решается на поступок, который видится ему единственно верным.

Конечно, это крайние случаи и чаще «провалившиеся» ученики, если так можно выразиться, ограничиваются депрессией, потерей веры в себя, упавшей самооценкой и прочими психологическими проблемами, которые, кстати говоря, ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Впрочем, психическое состояние может ухудшиться и у успешных учеников – нервная обстановка, режим чуть ли не военного положения в школах, нагнетенная атмосфера дома сказываются на неокрепшей детской психике далеко не лучшим образом. Психологи отмечают тот факт, что в преддверии ЕГЭ на консультацию приходят сами ученики - не потому, что так решает мама, а потому что они осознают: им не справиться со стрессом самостоятельно.

Вовремя оказанная помощь специалиста - это отлично. Но прибегают к ней немногие – по самым разным причинам, включая финансовые. Тем не менее, в силах самих родителей создать своему ребенку комфортную атмосферу, в которой ему будет проще готовиться, и которая не будет давить на него непосильным для детских плеч крестом.

О том, что необходимо делать родителям (и не накануне экзамена, а начав как можно раньше) нам рассказала практикующий психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ОГУ, руководитель центра Психологии и развития Оксана Карымова:

- Тревожность ребенка тем сильнее, чем больше ожиданий на него возложено. Поэтому главное, что должны сделать родители – снизить свои требования. Как только это произойдет, и ребенок это осознает, интенсивность его переживаний заметно убавится. Как этого добиться? Необходимо разговаривать с ребенком – выяснить, чего именно он боится в данной ситуации больше всего, что произойдет, если сложится не так, как ему хочется, чем это для него станет и почему. Очень важно, чтобы ребенок понял: его любят не за результат, а вне зависимости от чего бы то ни было. Ребенок должен услышать от родителей, что как бы ни сложилось, ему обязательно помогут найти решение проблемы, потому что выход есть всегда. Именно понимание того, что никакой результат экзамена не приведет к безвыходной ситуации, снижает тревогу ребенка.
Хорошо заранее поговорить о том, что будет, если получится не совсем так, как ребенку бы хотелось. Например, если набранных им баллов не хватит для поступления в московский вуз, о котором он мечтает, и ему придется учиться в Оренбурге. Какие в этом можно найти плюсы? И пусть не сразу, но ребенок, вместе с родителями, их непременно найдет. Основная задача родителей - помочь ребенку увидеть возможные варианты и выходы из ситуаций, а главное дать поддержку - из любых обстоятельств можно выбраться с пользой. Тогда ребенок пойдет на экзамен уверенным, лишнее волнение не помешает ему спокойно выполнять задания. Главное, ребёнок должен знать: его любят и поддержат в любом случае!
Любить и принимать ребенка любым, в том числе и не успешным, не означает не помогать ему в достижении этого самого успеха. Тем более, что каким бы страшным ни малевали ЕГЭ, успешно его пройти под силу большинству ребят.

Но достаточно ли для этого школьных занятий и почему многие родители организуют своему ребенку дополнительную подготовку? С таким вопросом мы обратились к директору центра подготовки к ЕГЭ Kingsman Валентине Кирилловой, которая назвала пять причин отправить ребенка на дополнительные занятия. Вот они:

В школе отсутствует индивидуальный подход. Дети с высоким уровнем мотивации могут подготовиться к ЕГЭ и сами — по пособиям и материалам в интернете. Но не все знают, как сориентироваться в море информации: выбрать книгу, организовать время, вынести из уроков самое полезное. А школьникам нужен индивидуальный подход: чтобы кто-то их выслушал, воодушевил, помог убрать пробелы в знаниях и ответил на вопросы. Но учителя вынуждены работать в рамках классно-урочной системы, которая предполагает работу со всеми сразу. У них просто нет возможности с кем-то заниматься отдельно, тем более, когда занятие длится всего 45 минут.
Дети не помнят программу за 7 класс. Каждый день школьникам приходится ходить на 7-8 уроков. Запомнить всё в таких условиях невозможно. К тому же, не всем хватает усидчивости. Поэтому большинство ребят нуждаются в элементарном повторении пройденного материала. ЕГЭ проверяет все знания, полученные в школе: в заданиях можно встретить даже то, что проходили в 7 классе. Самому же организовать процесс отслеживания и восполнения пробелов очень сложно.
Учителя не успевают за изменениями в ЕГЭ. Ежегодно эксперты меняют количество заданий и баллов, уточняют формулировки и критерии оценки. Чтобы подготовить выпускника к ЕГЭ, педагогу нужно досконально знать задания и быть в курсе изменений.
Школа не помогает довести ЕГЭ до автоматизма. Правильно заполнять бланки заданий на ЕГЭ — целая система навыков, которые не пригодятся в вузе, но без которых туда, увы, не попасть. Нравится нам это или нет, на государственных экзаменах очень много формальностей. Прибавьте к этому стресс, который испытывают дети из-за строгой процедуры, и давящее чувство ответственности — и вы получите все условия для глупейших ошибок. Чтобы всё хорошо сдать, нужно довести уровень работы с бланками до автоматизма. В школах учеников, конечно, натаскивают на ЕГЭ, на уроках они решают варианты. Но, как правило, этого мало. Чтобы по-настоящему набить руку, лучше учиться дополнительно.
ЕГЭ — главная школьная страшилка. Подростки боятся ЕГЭ как огня. Часто страх в них вселяют учителя и родители, которые сами нервничают больше детей. Для учителей итоги экзамена — это оценка их профессионализма, для родителей — ключ к будущему ребёнка. В итоге из-за стресса на экзамене ученикам трудно сохранять спокойствие и сосредоточиться, и это плохо сказывается на результате. Психологическая готовность — важная составляющая успеха, поэтому важно не запугивать, а поддерживать детей.

Снизить уровень стресса помогают и специальные занятия с психологом в центре подготовки к экзаменам Kingsman. Когда подростки по несколько раз в неделю выполняют задания ЕГЭ, они успевают просто к нему привыкнуть. Вскоре после начала дополнительных занятий они перестают бояться самой процедуры и волнуются только за свои знания. А это уже вопрос решаемый.

Поделиться

56.55%
Комментарии для сайта Cackle